- Особые дети – кто они?
- Психологическая и социально-психологическая адаптация
- Условия реализации социальной адаптации детей с ограниченными возможностями
- Основные причины трудной социальной адаптации ребенка с ограниченными возможностями
- Государственные программы
- Как проходит социальная адаптация?
- «Социальная адаптация детей дошкольного возраста. Проблемы и решения» статья на тему
- Применяемые формы обучения
- Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в детском саду Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в детском. — презентация
- Государственная помощь детям и родителям
- Применяемые методики
- Проблемы, с которыми сталкиваются семьи
- В каком порядке проводится социальная адаптация?
- Специфика комплексных центров
- Инклюзивное образование, как способ адаптации детей с ОВЗ.
- Общеобразовательная или спецшкола?
Особые дети – кто они?
Этот термин, которым обозначают детей с ограниченными возможностями здоровья, появился сравнительно недавно. Если мы говорим о детях с ограниченными возможностями, их нарушения здоровья могут быть связаны с:
- зрение,
- слух
- речь,
- мышечно-скелетная система,
- умственные способности.
Учтите, что ситуация осложняется, если у ребенка одновременно несколько тяжелых диагнозов, которые мешают ему развиваться в соответствии с возрастными нормами.
Дети с такими отклонениями в развитии нуждаются в постоянной медицинской помощи, а также в социальной и семейной адаптации, что поможет юным гражданам Российской Федерации жить полноценной жизнью, получать образование, работать и т.д. Под этим видом адаптации понимается серия мероприятий, разработанных для каждого конкретного ребенка.
Стоит помнить, что каждый особенный ребенок уникален и развивать его нужно не «по общим правилам», а по особенностям его здоровья и психического состояния.
Основная информация о правах инвалидов, в том числе о социальной адаптации детей с ограниченными возможностями, содержится в Федеральном законе от 24 ноября 1995 г. 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Психологическая и социально-психологическая адаптация
Понятия «психологическая адаптация» и «социально-психологическая адаптация» одни авторы выделяют, другие разделяют. Говорить отдельно и просто о «социальной адаптации». Путаницу очень просто объяснить: трудно отделить психологическое от социального, когда речь идет о столкновении индивидуального психологического с социальным.
Психологическая адаптация — это приспособление человека как личности к существованию в обществе других людей в соответствии с потребностями этого общества и с потребностями, мотивами, личными интересами.
Те периоды, когда адаптация личности к условиям социальной среды наиболее активна, называются социально-психологической адаптацией.
Социально-психологическая адаптация человека — это активное и целенаправленное усвоение норм, правил, ценностей как общества в целом, так и конкретной и непосредственной социальной среды человека:
- семьи,
- группы в детском саду (подробнее об адаптации ребенка в детский сад читайте в статьях http://ourmind.ru/adaptaciya-rebenka-k-detskomu-sadu, http://ourmind.ru/adaptaciya-v-detskom -sadu),
- школы,
- университетская группа
- группа друзей,
- коллективная работа и так далее.
Социально-психологическая адаптация конкретного человека не происходит без его общения и взаимодействия с другими людьми и соответствующей активной деятельности.
Сама компания заботится о том, чтобы ее новые участники успешно адаптировались. Образование, общее образование, работа и профессиональная подготовка существуют, среди прочего, как средства достижения успешной социальной адаптации.
Процесс адаптации занимает разное время в зависимости от ситуации, к которой человек должен адаптироваться, и его индивидуальных особенностей. Но в результате социально-психологической адаптации человек всегда:
- согласовывает свои цели с ценностями компании,
- учится, оставаясь самим собой, жить счастливо с другими людьми,
- приобретает способность проявлять инициативу, принимать правильные решения, строить планы на будущее,
- приобретает новые знания, навыки, умения и развивает уже имеющиеся,
- устанавливает близкие, эмоционально напряженные и длительные отношения с другими людьми.
В результате социально-психологической адаптации человек успешно социализируется, то есть он изучает модели поведения, социальные нормы, ценности, знания, навыки и безопасно функционирует в обществе. Но это еще не все!
Человек не только, грубо говоря, оппортунист, но и архитектор своей судьбы. Он не только приспосабливается к социальной среде, но и подстраивает ее под себя, как ему хочется и ему комфортно!
Человек создает, изменяет, трансформирует внешние условия жизни, чтобы они могли удовлетворить его потребности и способствовать достижению целей.
Успех адаптации зависит не только от того, какие требования и чего ожидает общество от человека, но и от того, к какому типу человека предъявляются эти требования.
Характеристики, способности, внутренний потенциал помогают не только привыкнуть к этой реальности, но и измениться, а также создать новую, более комфортную, желаемую, лучшую реальность.
Условия реализации социальной адаптации детей с ограниченными возможностями
Федеральные нормативные документы определяют определенные этапы и условия, при которых адаптация недееспособного ребенка внедряется в общество, которые представлены в таблице ниже.
Концепция | Характерная черта |
Остаток средств | это минимальный показатель процесса адаптации к новым условиям. На этом этапе происходит знакомство с новой средой. Здесь ребенок с ограниченными возможностями смотрит на новорожденных и строит с ними связь. |
Псевдоадаптация | это определяется как пристрастие к внешней среде, но отказ от нее на психологическом уровне. Это может быть связано с разными убеждениями, интересами и другими разногласиями между ребенком-инвалидом и другими детьми. Ребенок не понимает, как действовать в непонятных ему ситуациях, отказываясь от внешней помощи и дружеских отношений, придерживаясь исходных принципов. |
Приспособление | На этом этапе принимается система ценностей и убеждений новой среды. Например, одна сторона идет на уступки по отношению к другой. |
Ассимиляция | Полная психологическая и физическая зависимость ребенка от новых социальных условий. |
важно понимать, что процесс адаптации ребенка в обществе — сложный процесс, так как дети с ограниченными возможностями отличаются от своих сверстников, а их характер остается слабым и нестабильным.
Каждый из этих детей должен получать заботу и социальную поддержку не только от близких родственников, но и от других людей, с которыми они контактируют.
Основные причины трудной социальной адаптации ребенка с ограниченными возможностями
Некоторые сложности могут возникнуть при реализации программы адаптации несовершеннолетних, перечисленных в таблице ниже.
За неспособность | В эту категорию входят такие патологии организма, как нарушение зрения, слуховые или психические заболевания, а также нарушения опорно-двигательного аппарата. |
По психофизиологическим параметрам | Это биоритмы, характерная память ребенка или его темперамент. |
Со значительными проблемами с физическим здоровьем | Дети нередко имеют патологии, никак не связанные с их инвалидностью. Заболевания настигают их иногда чаще, чем у детей с хроническими заболеваниями. Это связано с тем, что у них ослабленная соматическая система. |
При значительных психических расстройствах | Не позволяйте нормальному общению со сверстниками. Например, невозможность общаться с детьми в школе или с родственниками дома. Довольно часто психические расстройства наблюдаются при индивидуальном домашнем обучении или плохом отношении сверстников. |
При недостаточной финансовой поддержке детей с ограниченными возможностями | Например, недостаточно средств для обеспечения ребенка необходимыми техническими средствами транспорта, слуховыми аппаратами и т.д. |
Ограничьте действия ребенка | Если несовершеннолетний ограничен в деятельности, соответствующей его возрасту и способностям. Это может означать, что ребенку нельзя разрешать играть или изгонять сверстников из круга общения. |
Среда | Дети с ограниченными возможностями могут чувствовать себя некомфортно в незнакомых местах или в незнакомой среде. |
Различные психические расстройства | Спровоцирован, когда движение и независимость ребенка ограничены. |
Государственные программы
Правительство штата постоянно разрабатывает и внедряет новейшие методы, которые помогают детям с ограниченными возможностями быстрее и комфортнее привыкать к новым условиям окружающей среды.
Одним из наиболее эффективных методов социальной адаптации является рисование песком (рисование песком), которое помогает корректировать и тренировать эмоционально-волевую и социальную сферы у школьников с ограниченными возможностями.
Кроме того, правительство штата реализовало государственную программу «Адаптация в жизни и обществе детей с ограниченными возможностями», в основе которой лежит разностороннее развитие детей.
Особое внимание уделяется:
- Душевное здоровье;
- Развитие моторики;
- Художественное и интеллектуальное развитие.
Все занятия для детей с ограниченными возможностями разработаны с учетом возрастной категории ребенка.
Самый доступный вид художественной деятельности — лепка из различных материалов. Проведение занятий прививает детям интерес к эстетике, художественному восприятию, а также формирует мнение о красоте окружающей среды.
При лепке допускается использование разных материалов, но наиболее экологически чистыми и безопасными считаются соленое тесто и грязь.
Уроки проводятся для:
- Одновременная тренировка моторики рук;
- Повышенная чувствительность к прикосновениям;
- Развитие пространственного мышления и воображения;
- Укрепить психику;
- Развитие навыков планирования для достижения определенных целей и т.д.
При лепке допускается использование разных материалов, но наиболее экологически чистыми и безопасными считаются соленое тесто и грязь.
Как проходит социальная адаптация?
Если несколько десятилетий назад проблемы социальной адаптации особенных детей были недостаточно проработаны, то в современном обществе существует большое количество методов, направленных на полноценное развитие молодых людей с ограниченными возможностями. Вместе все эти технологии помогают детям адаптироваться к жизни в обществе, приобретать новые полезные повседневные навыки и получать образование. При этом важно, чтобы вовремя была проведена соответствующая диагностика и начался процесс обучения, чтобы время не было потрачено зря — это облегчит адаптацию.
В идеале процесс обучения ребенка — это непрерывный процесс.
важно, чтобы социальные службы, призванные помочь родителям в этом вопросе, а также квалифицированные учителя и члены семьи — самые значимые люди в жизни ребенка, участвовали в процессе адаптации ребенка.
К методам социальной адаптации относятся:
- общение с учеником, а также советы его родителям;
- обучение его новым навыкам, закрепление уже полученных знаний, моделирование поведения ребенка в обществе;
- сказочная терапия, лепка, уроки песка и другие педагогические приемы, которые помогают малышу приобрести необходимые навыки во время игры, проявить интерес к окружающей среде, развить мелкую моторику, заниматься творчеством и т д
Социальная адаптация, то есть процесс общения между ребенком и учителем, может быть как индивидуальным, так и происходить в группе детей, в социальной среде, которая будет способствовать развитию ребенка. Задача — реализовать потенциал каждого маленького участника процесса через взаимодействие, поддержку, общение.
В процессе обучения важно понимать, правильно ли ребенок развивается как личность. Этот уровень можно оценить как:
- удовлетворительно (стабильно) — маленький ученик может помочь себе, усваивает новый материал, соответствует требованиям дисциплины;
- неполный (нестабильный): ребенок с трудом учится и психологически адаптируется к жизни в обществе;
- неудовлетворительно: ребенок не может освоить базовые навыки, привыкнуть к окружающему миру, часто болеет.
При нормальном ходе событий социальная адаптация решает множество проблем:
- ребенок сможет обслуживать себя в повседневной жизни, не прибегая к помощи взрослых (разумеется, в силу своих физических возможностей и умственных особенностей);
- мальчик или девочка получают образование — как обязательное, так и среднее специальное или старшее;
- человек с ограниченными возможностями расширяет свои границы, свое сознание, имеет больше возможностей для организации своей жизни и т д
«Социальная адаптация детей дошкольного возраста. Проблемы и решения» статья на тему
«Социальная адаптация дошкольников. Проблемы и решения»
Социальная адаптация — это вхождение ребенка в группу сверстников (социальную группу, принятие норм, правил поведения, существующих в обществе, адаптация к условиям жизни, в процессе которых самосознание и ролевое поведение, способность к самоконтролю, самоконтролю) службы, формируются адекватные связи с другими. Социальная адаптация — это условие формирования более широкого и значимого понятия «социализация». Социализация — это процесс и результат усвоения ребенком социального опыта. В результате социализации, ребенок становится образованным, образованным и образованным человеком. И результатом социализации дошкольников является доступность ребенка к адаптированной школе: хороший аппетит; спокойный сон; доступное общение с другими детьми; адекватная реакция на любые предложения учителя; нормальный эмоциональное состояние. В более старшем дошкольном возрасте, происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сферы личности. Переход в старшую группу связан с изменением психологического положения детей: они впервые начинают чувствовать себя лучше других детей детского сада. Достигнув 3-4 лет, большинство детей попадают в совершенно новую для себя среду — детский сад. Начало в детском саду требует от ребенка адаптации к новой социальной среде, установления контактов со взрослыми и сверстниками, развития гибкости поведения и механизмов преодоления трудностей. Распорядок дня, требования и обязанности становятся для ребенка неожиданностью, тем самым вводя его в состояние стресса. Отсутствие предварительной подготовки, направленной на социальную адаптацию дошкольников, может привести к возникновению таких невротических реакций, как: эмоциональное расстройство; Снижение сна и аппетита Развитие детсадовского страха; Повышенная заболеваемость. Социально-психологическая адаптация детей происходит по-разному и напрямую зависит от возраста ребенка, состояния здоровья, типа высшей нервной деятельности, стиля воспитания в семье и взаимоотношений между ее членами, уровня развитие игровой, контактной, доброжелательной и эмоциональной зависимости ребенка от матери. Социально-психологическая адаптация детей происходит по-разному и напрямую зависит от возраста ребенка, состояния здоровья, типа высшей нервной деятельности, стиля воспитания в семье и взаимоотношений между ее членами, уровня развитие игровой, контактной, доброжелательной и эмоциональной зависимости ребенка от матери. Во многом ход социальной адаптации дошкольников зависит от того, насколько родители морально и физически подготовили ребенка к предстоящим изменениям, а также от индивидуально-типологических особенностей ребенка: сердитые и здоровые люди адаптируются быстрее, чем флегматики и меланхоличные люди. Наличие таких факторов, как: эмоциональная неадекватность затрудняет социальную адаптацию детей в дошкольное учреждение; Социальная некомпетентность; несоциализированная агрессия; Недоразвитые поведенческие навыки в незнакомых ситуациях; Устойчивость ребенка к учебно-воспитательному процессу; Отсутствие опыта общения со сверстниками и взрослыми. Чтобы облегчить социальную адаптацию детей, родителям следует с раннего возраста учить детей искусству общения со сверстниками и взрослыми, придерживаться правильного распорядка дня. С раннего возраста ребенка необходимо поощрять его самостоятельность, чтобы он вырастал здоровым и полноценным человеком. Адаптироваться в детский сад может и воспитатель, который должен заранее изучить особенности своего нового подопечного и, согласовав свои действия с родителями ребенка, выбрать к нему индивидуальный подход. Доброжелательная и интимная атмосфера, создаваемая педагогами в группах, — необходимое условие, помогающее детям легко адаптироваться на новом месте. В целом социальная адаптация — сложный процесс как для здорового ребенка, так и для детей с ограниченными возможностями. Работники дошкольного образования, семьи и общество в целом должны принять все необходимые меры, чтобы любой ребенок смог войти в общество и стать его полноправным участником. Будущее подрастающего поколения зависит от активной и слаженной деятельности взрослых, направленной на социальную адаптацию детей.
Применяемые формы обучения
Школа — одно из важнейших заведений, отвечающих за социальную адаптацию детей, особенно с ограниченными возможностями. Существует множество методов и форм обучения, облегчающих процесс социализации. Можно выделить следующие разновидности:
- практический — подразумевает вовлечение ребенка в процесс, то есть он не только узнает что-то новое, но и применяет полученные знания на практике;
- наглядное — обучение проводится на живых примерах;
- образовательные — носят более теоретический характер.
Одной из наиболее используемых форм социальной адаптации и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья являются дидактические игры. Это особый тип класса, сочетающий в себе принципы игры и активного обучения с использованием четких правил и фиксированной структуры, системы оценок. В таких играх дети взаимодействуют друг с другом, и их главная задача — выиграть, за что каждый готов принести максимум пользы.
Основными задачами педагогов при обучении особенных детей являются: следить за психологическим состоянием ребенка, помогая ему решать возникающие проблемы. Учителя должны дарить ребенку только положительные эмоции и помогать родителям строить работу с детьми дома, чтобы им было легче существовать в коллективе.
Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в детском саду Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в детском. — презентация
1 Социальная адаптация детей с ОВЗ в детском саду Социальная адаптация детей с ОВЗ в детском саду 1 Подготовила: Педагог-психолог МБДОУ д / с 8, Североморск Ведерникова А.Е. < P>
2 2 В России проживает более 142 миллионов человек, из них 25% — дети до 18 лет. При этом количество детей с различными нарушениями интеллектуального и физического развития достигает 1,5 млн человек, из них дети-инвалиды. И лишь небольшая часть этих детей (около 5%) содержится в интернатных учреждениях, но большинство детей-инвалидов воспитываются в семье. < P>
3 3 Дети с ограниченными возможностями чаще других сталкиваются с физическими и социальными препятствиями, которые не позволяют им полноценно жить в обществе, а также препятствуют активному участию и развитию общества. Инвалидность — существенное ограничение жизни ребенка, которое приводит к социальной дезадаптации из-за нарушения развития, самообслуживания, развития творческих способностей, движения, ориентации, обучения, трудовой активности, контроля над собственным поведением, заниженной самооценки. < P>
4 4 Цель: нейтрализация механизмов защиты, повышение педагогической компетентности родителей и помощь семьям для успешной адаптации и интеграции детей с ограниченными возможностями в общество. Задачи: 1. Научить родителей эффективным способам взаимодействия с ребенком; 2. Формирование адекватной самооценки ребенка; 3. Снизить значимость травмирующего фактора; 4. Развитие волевой регуляции поведения; 5. Научите детей снимать стресс < p>
5 5 I этап. Первичная диагностика у детей. Фаза II. Разработка плана работы с детьми и их семьями. Фаза III. Непосредственная работа с детьми и их семьями. Фаза IV. Заключительная диагностика. Анализ достижения целей. Этапы работы < p>
6 Использованные методы Беседы и анкетирование, семейный тест ребенка. Консультации: коллективные и индивидуальные, оперативные и плановые. Проведение конкурсов и развлечений, тренировки с родителями. Индивидуальные и групповые занятия с детьми. — Сказочная терапия; — Интерактивные игры; — Драматические игры; — Песочная терапия; — Арт-терапия. 6 < p>
7 7 Преимущества метода групповой работы (К. Рудестам): Групповой опыт помогает решать межличностные проблемы. Человек избегает замкнутости на себе своими трудностями, он обнаруживает, что другие испытывают подобное ощущение. Возможность получать обратную связь и поддержку от людей со схожими проблемами. В реальной жизни не у всех людей есть шанс получить честную и безответную обратную связь. Группа очень хорошо понимает почти то же самое. В группе человек может изучать новые навыки, экспериментировать с разными стилями взаимоотношений, «применять» новые модели поведения, учиться по-новому, относиться к себе и другим людям. Метод групповой работы облегчает процесс самопознания, самоисследования и самопознания, что позволяет вам понять себя (и других) и повысить уверенность в себе. < P>
8 8 Библиография: 1. Беличева С.А. — Социально-педагогическая диагностика и поддержка социализации несовершеннолетних — Ростов-на-Дону Беличева С.А. — Медико-социальная и психологическая реабилитация детей с ограниченными возможностями и социально-психологическая поддержка их семей — Костина М.М. — Игровая терапия с тревожными детьми . — Левченко И.Ю. — Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии. –М., Лютова Е.К., Монина Г.Б. — Тренинг для эффективного взаимодействия с детьми. — СПб. — Мардер Л.Д. — Мир красок: групповая арт-терапевтическая работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста — М. Медведева Е.А., Левченко И.Ю. — Художественная педагогика и арттерапия в специальном образовании. –М Пазухина И.А. — Играем! Формирующее развитие мира социальных отношений у детей 3-4 лет. — М. Рудестам К. — Групповая психотерапия. — Санкт-Петербург Рылеева Е.В. — Вместе веселее. Игры для развития навыков сотрудничества у годовалых детей. — М. 11. Семенака С.И. — Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе. Коррекционно-развивающие курсы. — М. Фопель К. — Сплоченность и толерантность в группе — М. Фопель К. — Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. Практическое пособие / Для с немецкого: В 4-х томах — Чистякова М.И. — Психогимнастика. — М. 1990 < p>
Государственная помощь детям и родителям
Помимо социальной адаптации, детям с ограниченными возможностями требуется медицинская помощь: речь идет об индивидуальной программе реабилитации, которая разрабатывается для каждого человека в результате прохождения медико-социального обследования и создания группы инвалидов. Кроме того, ребенок может иметь право на бесплатные лекарства, ортопедические и другие предметы, спа-процедуры и так далее. Подробнее об этом — в и .
Кроме того, семьи, воспитывающие особого ребенка, могут иметь право на другие льготы. Например:
- скидки на оплату жилищно-коммунальных услуг;
- приоритетная регистрация на предоставление жилья;
- льготный проезд в общественном транспорте;
- скидка на оплату дальних поездок — до места учебы, лечения и т д
Отдельно следует сказать о возможности получения денежной выгоды. Это включает:
- ежемесячные платежи,
- социальная пенсия,
- пособие для мамы или папы — родителя, который заботится об особенном ребенке.
Кроме того, для родителей законодательно закреплены налоговые льготы и льготы по работе:
- дополнительные дни отпуска;
- возможность досрочного выхода на пенсию.
Более подробную информацию об этих льготах можно получить в Службе социального обеспечения, Пенсионном фонде РФ, налоговой службе и других ведомствах, занимающихся назначением определенных льгот для детей с ограниченными возможностями и их родителей.
Благодаря социальной адаптации дети с ограниченными возможностями смогут активно участвовать в общественной жизни, получить образование, профессию, найти друзей и создать семью. Необходимым условием адаптации детей является поддержка взрослых, здоровый климат в коллективе и возможность всестороннего развития.
Применяемые методики
Социальная адаптация — это, по сути, набор мер и методов, которые помогают ребенку социализироваться и учиться. С этими детьми работают специально обученные люди, которые в своей деятельности используют следующие приемы:
- Беседы. Они предназначены для передачи ребенку новой информации, диалога с ним, в ходе которого ребенок может задать свои вопросы и получить развернутые и понятные ответы.
- Стимулируйте новые навыки. Он состоит из поддержки, а также помощи в создании ребенком определенного образца для подражания в его окружении.
- Сказочная терапия. Используется как часть адаптационного обучения. Этот метод арт-терапии — довольно распространенный метод психологического воздействия на человека с целью исправления имеющихся у ребенка проблем и развития его личности.
Проблема социальной адаптации детей-инвалидов стоит особенно остро в детских домах. Лишенные родительской поддержки дети испытывают еще больше проблем. Поэтому к ним иногда применяется шефство, что позволяет работать индивидуально с каждым ребенком.
Почти все дети с ограниченными возможностями нуждаются в помощи с социальной адаптацией при поступлении в школу. Но некоторым удается самостоятельно освоиться в окружающей среде без особой поддержки со стороны старших.
Проблемы, с которыми сталкиваются семьи
Семьи с особенными детьми обычно сталкиваются с рядом проблем. Вот самые распространенные:
- Ухудшение семейных отношений из-за того, что ребенок-инвалид требует большего внимания и заботы. К тому же, заботясь о малыше и его развитии в кругу, члены семьи невольно уходят от друзей и родственников, что не способствует созданию комфортной обстановки в доме.
- Вопрос об обучении и воспитании ребенка-инвалида осложняется тем, что его родители не обладают достаточными знаниями в этой сфере и не всегда понимают, как правильно действовать в той или иной ситуации.
Опытный психолог может помочь маме, папе и другим членам семьи справиться с некоторыми проблемами.
- Бывают случаи, когда мама и папа недооценивают или, наоборот, переоценивают состояние здоровья члена своей семьи — в результате это также затрудняет гармоничное развитие малыша.
- Не все могут смириться с ситуацией, когда в семье растет ребенок-инвалид. Члены семьи могут испытывать страх, стыд, вину и другие «негативные» чувства по поводу этого, с которыми можно справиться с помощью комплексной психологической терапии.
- Ребенку может быть трудно общаться со сверстниками. К сожалению, не все терпимо относятся к детям, которые отличаются от других.
В процессе обучения ребенок с ограниченными возможностями нуждается в постоянной поддержке взрослых — родителей и учителей.
Сама социальная адаптация включает в себя ряд довольно сложных этапов. Это:
- Баланс, в процессе, когда маленький человек знакомится с новой средой вместе с людьми, изучает окружающий мир.
- Псевдоадаптация, при которой ребенок, по-видимому, адаптируется к жизни в обществе, но имеет негативные установки в своем мировоззрении, с которыми он не может справиться. Он не понимает, как себя вести в той или иной неприятной для него ситуации, отказывается от предложенной помощи, не может наладить общение с людьми и замыкается на себе.
- Фаза адаптации, когда человек с ограниченными возможностями принимает систему ценностей общества.
- Ассимиляция, когда ребенок начинает вести себя в соответствии с указанными выше ценностями, в этот момент происходит перестройка его психики и характера.
В каком порядке проводится социальная адаптация?
Действующие нормативные документы определяют разные этапы зависимости ребенка с ограниченными возможностями в обществе, которые показаны в таблице ниже.
Уровень | Характерная черта |
Неудовлетворительный | Ребенок не может приобрести начальные навыки и адаптироваться к психологической ситуации в новой среде. По этой причине у несовершеннолетнего есть хронические заболевания. |
Неполный | Адаптировать ребенка в новую социальную среду сложно. |
Удовлетворение | Ребенок полностью адаптировался, когда его приняли в новую компанию. У них есть полные навыки самообслуживания, выполнения работы и дисциплины. |
Изначально проводится экскурсия для детей с ограниченными возможностями, чтобы помочь им познакомиться с новой средой и обществом.
Кроме того, эффективны практические действия, предполагающие установление диалога с другими коллегами с целью получения любой информации, которая помогает решить поставленную задачу.
Помогает познакомиться с другими детьми, наладить отношения, завести новые знакомства и друзей.
В практическом применении используются следующие меры активности:
- Визуальный;
- Практичный;
- Образовательный.
Для максимально быстрой социальной адаптации детей с ограниченными возможностями используются различные игровые занятия, облегчающие учебно-воспитательный процесс. В игровой процесс вовлекается гораздо больше детей, чем при простом изложении материала.
Последний шаг социальной адаптации — консолидация. На этом этапе ребенок как-то привыкает к этой среде, самостоятельно общается, двигается и учится.
Родители постепенно дают ребенку возможность содержать себя, что придает ему уверенности.
Этот этап реализуется в течение нескольких месяцев при проведении реабилитационных мероприятий.
Основные задачи социальной адаптации:
- Постоянный контроль за развитием несовершеннолетнего;
- Преодоление трудностей, возникающих при получении образования;
- Окружить ребенка-инвалида только положительными эмоциями;
- Предоставьте информацию об особенностях личностного воспитания ребенка-инвалида, о его воспитании и адаптации ребенка в обществе.
Проведение мероприятий по получению образования для таких детей возможно одновременно несколькими способами, которые представлены в таблице ниже.
Если несовершеннолетние инвалиды посещают учреждения вместе с полностью здоровыми детьми | Нет ограничений по состоянию здоровья. Это особенно актуально для школ, в которых преподают стандартизированные учебные программы. В таких учебных заведениях нет разделения на категории детей. |
Когда помещаете ребенка в учебное заведение | Для этих детей у него есть специальный класс. |
Специфика комплексных центров
В России уже существует ряд интегрированных центров профилирования в AIS. Так, например, на основании приказа Минсоцразвития Новосибирской области (НСО) ГАУ НСО (Государственное автономное учреждение) проводит курсы по мерам улучшения, связанные с этим запросом.
Это учреждение носит другое название «Комплексный центр социальной адаптации инвалидов» и оказывает услуги следующим категориям граждан:
- Дети-инвалиды 14-18 лет из числа детей-сирот или оставшиеся без опекунов.
- Женщины-инвалиды в возрасте от 18 до 55 лет, сохранившие навыки самообслуживания.
- Мужчины-инвалиды в возрасте от 18 до 60 лет, которые могут помочь себе сами.
- Дети-инвалиды в возрасте от 7 до 14 лет, совершенно не способные позаботиться о себе.
Урок развития в ГАУ НСО
Основные адаптационные проекты, реализуемые учреждением: социально-оздоровительная и психолого-педагогическая реабилитация, в дополнение к самообслуживанию и профессиональным навыкам. Процесс реабилитации разрабатывается на основе стандартов, утвержденных для каждой группы, и, следовательно, включает:
- Сироты-инвалиды с сохранением навыков самообслуживания — обучение по специальностям: сапожник, швея, социальный работник, пользователь ПК, производитель плетеных изделий, работник зеленой экономики, вышивальщица.
- Инвалиды с нарушением функции самообслуживания — курс социальной адаптации, включающий психолого-педагогическую коррекцию (развитие когнитивных функций, коммуникативных навыков, восстановление способности к самостоятельности и т.д.).
- Дети-инвалиды, с абсолютной потерей способности к самообслуживанию — интенсивный курс, включающий медицинское сопровождение (педиатр, физиотерапевт, невролог), психолого-педагогическую коррекцию, услуги на дому.
Адаптация получателей социальных услуг предусматривает 3 формы:
- стационарные (для проживающих в отдаленных районах области);
- полустационарный (для жителей близлежащих территорий);
- стационарный (для детей-инвалидов 5 дней в неделю, кроме выходных и праздников).
Инклюзивное образование, как способ адаптации детей с ОВЗ.
Инклюзивное образование как средство адаптации детей с ограниченными возможностями.
Авторы: Климова Е.В., Сорокина Н.А.
В последнее время большое значение и внимание привлекает уровень изменения здоровья населения, особенно инвалидность детей. С каждым годом стремительно увеличивается количество детей дошкольного и дошкольного возраста с ограниченными возможностями. Дети с ограниченными возможностями — это дети, у которых есть различного рода отклонения (психические и физические, вызывающие нарушения естественного хода их общего развития, в связи с чем они не всегда могут вести полноценный образ жизни.
Чтобы жизнь таких детей в будущем была полноценной, необходимо обеспечить приемлемые условия для их безопасного вхождения в среду здоровых сверстников уже в дошкольном учреждении. Детство оказывает огромное влияние на жизнь каждого человека. Обучение и образование ребенка начинается в раннем возрасте, и его будущее во многом зависит от условий, в которых он находится, и доступных ему образовательных ресурсов. Создание этих условий — сложная задача, требующая комплексного подхода и полной самоотдачи всех участников процесса. Чтобы решить эту проблему, мы не должны заставлять детей с ограниченными возможностями адаптироваться к существующим условиям, но мы должны быть готовы изменить систему образования. Необходимо проектировать новые формы организации образовательного пространства. В связи с этим инклюзивный подход развивается в современной мировой педагогической практике уже несколько десятилетий. Происходит постепенный переход от принципа интеграции к системе инклюзивной организации.
«Инклюзивный»
(инклюзивное) образование — это признание ценности всех различий всех детей и их способности учиться наиболее подходящим для этого ребенка способом. Это гибкая система, которая учитывает потребности всех детей, не только с проблемами развития, но и разных национальностей, полов, возрастов, принадлежащих к определенной социальной группе. Система обучения адаптируется к ребенку, а не ребенок к системе. Инклюзия — это своего рода инструмент, который помогает детям, как здоровым, так и инвалидам, найти свое предназначение; развивать существующие возможности; научить общаться, находить общие точки соприкосновения; не думайте стереотипно; речь идет о включении детей с особыми потребностями в систему общего образования.
В нашей стране внедрение модели инклюзивного образования поддерживается современной государственной образовательной политикой Российской Федерации,
закреплено в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года» (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р
(в ред. 08.08.2009)
«. Дети с особыми потребностями стали появляться в обычных школах и детских садах. Реформа, предполагающая совместное обучение, была инициирована в многоэтапном механизме. Дети играют важную роль в этом механизме. Дети также играют важную роль в этом механизме. Родители участвуют в этом процессе и готовы приложить немало усилий. Родители не всегда обладают достаточными знаниями и навыками, но у них есть мотивация, у них есть желание и желание помочь своим детям.
Общеобразовательная или спецшкола?
Обучение может проходить как в общеобразовательных учреждениях, посещаемых всеми детьми, так и в специализированных, в зависимости от состояния здоровья ученика. У каждого из этих вариантов есть свои плюсы и минусы.
В обычной школе вряд ли удастся обеспечить индивидуальный подход к ребенку. При этом общение в таком коллективе пойдет ребенку на пользу, если он справится с учебной программой и сможет найти общий язык с одноклассниками.
Учтите, что выбор в пользу того или иного варианта для каждой семьи будет индивидуальным — необходимо исходить из потребностей ребенка.
Родителям может потребоваться переоборудование квартиры в зависимости от состояния здоровья ребенка, чтобы облегчить ему жизнь и возможность развивать навыки ухода за собой.
Еще до того, как ребенок впервые пойдет в детский сад или школу, родителям нужно незаметно его подготовить:
- привить базовые знания дисциплины и гигиены;
- установить распорядок дня;
- научить общаться с другими детьми и взрослыми.
Кроме того, важно, чтобы ребенок привык находиться без родительского надзора во время учебы — этот процесс должен происходить постепенно, чтобы не вызывать сильных негативных эмоций у будущего школьника или воспитанника детского сада.
Учителя также будут играть важную роль в процессе адаптации ребенка с ограниченными возможностями. Им следует не только подобрать индивидуальный подход к палате с особенностями здоровья, но и создать атмосферу доброжелательности, толерантности, дружелюбия и готовности помочь товарищу по детскому коллективу.
Стоит знать, что в регионах России открыты специализированные центры социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья. Здесь проходят не только уроки с детьми, но и тренинги для отцов и мам, консультации психолога и т.д. В таких центрах и дети, и родители смогут найти друзей и единомышленников, что также немаловажно для успешная социальная адаптация.
- http://subsived.ru/lgoty/sotsialnaya-adaptatsiya-detey-s-ovz
- http://psy-files.ru/family/socialnaa-adaptacia-detej-invalidov-problemy-diagnostika.html
- http://liga-lift.ru/lgoty/adaptaciya-detej-invalidov.html
- http://urpomosh03.ru/pravo-socialnogo-obespecheniya/lgoty/socialnaya-adaptaciya-detej-s-ovz
- http://lgotaposobie.ru/sotsialnaya-adaptatsiya-detej-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya.html