Социальная адаптация детей с ОВЗ: методы и технологии

Советчик
Содержание
  1. Особые дети – кто они?
  2. Психологическая и социально-психологическая адаптация
  3. Условия реализации социальной адаптации детей с ограниченными возможностями
  4. Основные причины трудной социальной адаптации ребенка с ограниченными возможностями
  5. Государственные программы
  6. Как проходит социальная адаптация?
  7. «Социальная адаптация детей дошкольного возраста. Проблемы и решения» статья на тему
  8. Применяемые формы обучения
  9. Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в детском саду Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в детском. — презентация
  10. Государственная помощь детям и родителям
  11. Применяемые методики
  12. Проблемы, с которыми сталкиваются семьи
  13. В каком порядке проводится социальная адаптация?
  14. Специфика комплексных центров
  15. Инклюзивное образование, как способ адаптации детей с ОВЗ.
  16. Общеобразовательная или спецшкола?

Особые дети – кто они?

Этот термин, которым обозначают детей с ограниченными возможностями здоровья, появился сравнительно недавно. Если мы говорим о детях с ограниченными возможностями, их нарушения здоровья могут быть связаны с:

  • зрение,
  • слух
  • речь,
  • мышечно-скелетная система,
  • умственные способности.

Учтите, что ситуация осложняется, если у ребенка одновременно несколько тяжелых диагнозов, которые мешают ему развиваться в соответствии с возрастными нормами.

Дети с такими отклонениями в развитии нуждаются в постоянной медицинской помощи, а также в социальной и семейной адаптации, что поможет юным гражданам Российской Федерации жить полноценной жизнью, получать образование, работать и т.д. Под этим видом адаптации понимается серия мероприятий, разработанных для каждого конкретного ребенка.

Стоит помнить, что каждый особенный ребенок уникален и развивать его нужно не «по общим правилам», а по особенностям его здоровья и психического состояния.

Основная информация о правах инвалидов, в том числе о социальной адаптации детей с ограниченными возможностями, содержится в Федеральном законе от 24 ноября 1995 г. 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Психологическая и социально-психологическая адаптация

Понятия «психологическая адаптация» и «социально-психологическая адаптация» одни авторы выделяют, другие разделяют. Говорить отдельно и просто о «социальной адаптации». Путаницу очень просто объяснить: трудно отделить психологическое от социального, когда речь идет о столкновении индивидуального психологического с социальным.


Психологическая адаптация — это приспособление человека как личности к существованию в обществе других людей в соответствии с потребностями этого общества и с потребностями, мотивами, личными интересами.

Те периоды, когда адаптация личности к условиям социальной среды наиболее активна, называются социально-психологической адаптацией.

Социально-психологическая адаптация человека — это активное и целенаправленное усвоение норм, правил, ценностей как общества в целом, так и конкретной и непосредственной социальной среды человека:

  • семьи,
  • группы в детском саду (подробнее об адаптации ребенка в детский сад читайте в статьях http://ourmind.ru/adaptaciya-rebenka-k-detskomu-sadu, http://ourmind.ru/adaptaciya-v-detskom -sadu),
  • школы,
  • университетская группа
  • группа друзей,
  • коллективная работа и так далее.

Социально-психологическая адаптация конкретного человека не происходит без его общения и взаимодействия с другими людьми и соответствующей активной деятельности.

Сама компания заботится о том, чтобы ее новые участники успешно адаптировались. Образование, общее образование, работа и профессиональная подготовка существуют, среди прочего, как средства достижения успешной социальной адаптации.

Социально-психологическая адаптация: адаптироваться или адаптироваться?

Социальная адаптация детей разного возраста в условиях реабилитационного центра

Адаптация как феномен исследования: сущность и содержание

Социальная адаптация

Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями

Особенности социальной адаптации детей-инвалидов в России

Социальная адаптация: что это такое в психологии

Социальная адаптация людей с ограниченными возможностями

Социальная адаптация и ее виды

Социализация и социальная адаптация

Процесс адаптации занимает разное время в зависимости от ситуации, к которой человек должен адаптироваться, и его индивидуальных особенностей. Но в результате социально-психологической адаптации человек всегда:

  • согласовывает свои цели с ценностями компании,
  • учится, оставаясь самим собой, жить счастливо с другими людьми,
  • приобретает способность проявлять инициативу, принимать правильные решения, строить планы на будущее,
  • приобретает новые знания, навыки, умения и развивает уже имеющиеся,
  • устанавливает близкие, эмоционально напряженные и длительные отношения с другими людьми.

В результате социально-психологической адаптации человек успешно социализируется, то есть он изучает модели поведения, социальные нормы, ценности, знания, навыки и безопасно функционирует в обществе. Но это еще не все!


Человек не только, грубо говоря, оппортунист, но и архитектор своей судьбы. Он не только приспосабливается к социальной среде, но и подстраивает ее под себя, как ему хочется и ему комфортно!

Человек создает, изменяет, трансформирует внешние условия жизни, чтобы они могли удовлетворить его потребности и способствовать достижению целей.

Успех адаптации зависит не только от того, какие требования и чего ожидает общество от человека, но и от того, к какому типу человека предъявляются эти требования.

Характеристики, способности, внутренний потенциал помогают не только привыкнуть к этой реальности, но и измениться, а также создать новую, более комфортную, желаемую, лучшую реальность.

Условия реализации социальной адаптации детей с ограниченными возможностями

Федеральные нормативные документы определяют определенные этапы и условия, при которых адаптация недееспособного ребенка внедряется в общество, которые представлены в таблице ниже.

КонцепцияХарактерная черта
Остаток средствэто минимальный показатель процесса адаптации к новым условиям. На этом этапе происходит знакомство с новой средой. Здесь ребенок с ограниченными возможностями смотрит на новорожденных и строит с ними связь.
Псевдоадаптацияэто определяется как пристрастие к внешней среде, но отказ от нее на психологическом уровне. Это может быть связано с разными убеждениями, интересами и другими разногласиями между ребенком-инвалидом и другими детьми. Ребенок не понимает, как действовать в непонятных ему ситуациях, отказываясь от внешней помощи и дружеских отношений, придерживаясь исходных принципов.
ПриспособлениеНа этом этапе принимается система ценностей и убеждений новой среды. Например, одна сторона идет на уступки по отношению к другой.
АссимиляцияПолная психологическая и физическая зависимость ребенка от новых социальных условий.

важно понимать, что процесс адаптации ребенка в обществе — сложный процесс, так как дети с ограниченными возможностями отличаются от своих сверстников, а их характер остается слабым и нестабильным.

лечение
Каждый из этих детей должен получать заботу и социальную поддержку не только от близких родственников, но и от других людей, с которыми они контактируют.

Основные причины трудной социальной адаптации ребенка с ограниченными возможностями

Некоторые сложности могут возникнуть при реализации программы адаптации несовершеннолетних, перечисленных в таблице ниже.

Причина особенности
За неспособностьВ эту категорию входят такие патологии организма, как нарушение зрения, слуховые или психические заболевания, а также нарушения опорно-двигательного аппарата.
По психофизиологическим параметрамЭто биоритмы, характерная память ребенка или его темперамент.
Со значительными проблемами с физическим здоровьемДети нередко имеют патологии, никак не связанные с их инвалидностью. Заболевания настигают их иногда чаще, чем у детей с хроническими заболеваниями. Это связано с тем, что у них ослабленная соматическая система.
При значительных психических расстройствахНе позволяйте нормальному общению со сверстниками. Например, невозможность общаться с детьми в школе или с родственниками дома. Довольно часто психические расстройства наблюдаются при индивидуальном домашнем обучении или плохом отношении сверстников.
При недостаточной финансовой поддержке детей с ограниченными возможностямиНапример, недостаточно средств для обеспечения ребенка необходимыми техническими средствами транспорта, слуховыми аппаратами и т.д.
Ограничьте действия ребенкаЕсли несовершеннолетний ограничен в деятельности, соответствующей его возрасту и способностям. Это может означать, что ребенку нельзя разрешать играть или изгонять сверстников из круга общения.
СредаДети с ограниченными возможностями могут чувствовать себя некомфортно в незнакомых местах или в незнакомой среде.
Различные психические расстройстваСпровоцирован, когда движение и независимость ребенка ограничены.

1,2 стадии социальной адаптации

Социальная адаптация и ее виды

Социальная адаптация - это форма взаимодействия субъектов с социальной средой, активная адаптация человека к его условиям, к потребностям общества

1,2 стадии социальной адаптации

Социальная адаптация - современное лечение

Социальная адаптация людей с ограниченными возможностями: трудности и особенности, виды, реабилитационные программы

Социальная адаптация - современное лечение

Социальная адаптация детей с ОВЗ: программа, методы и особенности

Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями: методы и технологии

Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями

Государственные программы

Правительство штата постоянно разрабатывает и внедряет новейшие методы, которые помогают детям с ограниченными возможностями быстрее и комфортнее привыкать к новым условиям окружающей среды.

Одним из наиболее эффективных методов социальной адаптации является рисование песком (рисование песком), которое помогает корректировать и тренировать эмоционально-волевую и социальную сферы у школьников с ограниченными возможностями.

Кроме того, правительство штата реализовало государственную программу «Адаптация в жизни и обществе детей с ограниченными возможностями», в основе которой лежит разностороннее развитие детей.

Особое внимание уделяется:

  • Душевное здоровье;
  • Развитие моторики;
  • Художественное и интеллектуальное развитие.

Все занятия для детей с ограниченными возможностями разработаны с учетом возрастной категории ребенка.

Самый доступный вид художественной деятельности — лепка из различных материалов. Проведение занятий прививает детям интерес к эстетике, художественному восприятию, а также формирует мнение о красоте окружающей среды.

При лепке допускается использование разных материалов, но наиболее экологически чистыми и безопасными считаются соленое тесто и грязь.

Уроки проводятся для:

  • Одновременная тренировка моторики рук;
  • Повышенная чувствительность к прикосновениям;
  • Развитие пространственного мышления и воображения;
  • Укрепить психику;
  • Развитие навыков планирования для достижения определенных целей и т.д.

лепить
При лепке допускается использование разных материалов, но наиболее экологически чистыми и безопасными считаются соленое тесто и грязь.

Как проходит социальная адаптация?

Урок с детьми с ограниченными возможностями
Если несколько десятилетий назад проблемы социальной адаптации особенных детей были недостаточно проработаны, то в современном обществе существует большое количество методов, направленных на полноценное развитие молодых людей с ограниченными возможностями. Вместе все эти технологии помогают детям адаптироваться к жизни в обществе, приобретать новые полезные повседневные навыки и получать образование. При этом важно, чтобы вовремя была проведена соответствующая диагностика и начался процесс обучения, чтобы время не было потрачено зря — это облегчит адаптацию.

В идеале процесс обучения ребенка — это непрерывный процесс.

важно, чтобы социальные службы, призванные помочь родителям в этом вопросе, а также квалифицированные учителя и члены семьи — самые значимые люди в жизни ребенка, участвовали в процессе адаптации ребенка.

К методам социальной адаптации относятся:

  • общение с учеником, а также советы его родителям;
  • обучение его новым навыкам, закрепление уже полученных знаний, моделирование поведения ребенка в обществе;
  • сказочная терапия, лепка, уроки песка и другие педагогические приемы, которые помогают малышу приобрести необходимые навыки во время игры, проявить интерес к окружающей среде, развить мелкую моторику, заниматься творчеством и т д

Творческая деятельность с детьми
Социальная адаптация, то есть процесс общения между ребенком и учителем, может быть как индивидуальным, так и происходить в группе детей, в социальной среде, которая будет способствовать развитию ребенка. Задача — реализовать потенциал каждого маленького участника процесса через взаимодействие, поддержку, общение.

В процессе обучения важно понимать, правильно ли ребенок развивается как личность. Этот уровень можно оценить как:

  • удовлетворительно (стабильно) — маленький ученик может помочь себе, усваивает новый материал, соответствует требованиям дисциплины;
  • неполный (нестабильный): ребенок с трудом учится и психологически адаптируется к жизни в обществе;
  • неудовлетворительно: ребенок не может освоить базовые навыки, привыкнуть к окружающему миру, часто болеет.

При нормальном ходе событий социальная адаптация решает множество проблем:

  • ребенок сможет обслуживать себя в повседневной жизни, не прибегая к помощи взрослых (разумеется, в силу своих физических возможностей и умственных особенностей);
  • мальчик или девочка получают образование — как обязательное, так и среднее специальное или старшее;
  • человек с ограниченными возможностями расширяет свои границы, свое сознание, имеет больше возможностей для организации своей жизни и т д

Урок с ребенком-инвалидом

«Социальная адаптация детей дошкольного возраста. Проблемы и решения» статья на тему

«Социальная адаптация дошкольников. Проблемы и решения»

Социальная адаптация — это вхождение ребенка в группу сверстников (социальную группу, принятие норм, правил поведения, существующих в обществе, адаптация к условиям жизни, в процессе которых самосознание и ролевое поведение, способность к самоконтролю, самоконтролю) службы, формируются адекватные связи с другими. Социальная адаптация — это условие формирования более широкого и значимого понятия «социализация». Социализация — это процесс и результат усвоения ребенком социального опыта. В результате социализации, ребенок становится образованным, образованным и образованным человеком. И результатом социализации дошкольников является доступность ребенка к адаптированной школе: хороший аппетит; спокойный сон; доступное общение с другими детьми; адекватная реакция на любые предложения учителя; нормальный эмоциональное состояние. В более старшем дошкольном возрасте, происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сферы личности. Переход в старшую группу связан с изменением психологического положения детей: они впервые начинают чувствовать себя лучше других детей детского сада. Достигнув 3-4 лет, большинство детей попадают в совершенно новую для себя среду — детский сад. Начало в детском саду требует от ребенка адаптации к новой социальной среде, установления контактов со взрослыми и сверстниками, развития гибкости поведения и механизмов преодоления трудностей. Распорядок дня, требования и обязанности становятся для ребенка неожиданностью, тем самым вводя его в состояние стресса. Отсутствие предварительной подготовки, направленной на социальную адаптацию дошкольников, может привести к возникновению таких невротических реакций, как: эмоциональное расстройство; Снижение сна и аппетита Развитие детсадовского страха; Повышенная заболеваемость. Социально-психологическая адаптация детей происходит по-разному и напрямую зависит от возраста ребенка, состояния здоровья, типа высшей нервной деятельности, стиля воспитания в семье и взаимоотношений между ее членами, уровня развитие игровой, контактной, доброжелательной и эмоциональной зависимости ребенка от матери. Социально-психологическая адаптация детей происходит по-разному и напрямую зависит от возраста ребенка, состояния здоровья, типа высшей нервной деятельности, стиля воспитания в семье и взаимоотношений между ее членами, уровня развитие игровой, контактной, доброжелательной и эмоциональной зависимости ребенка от матери. Во многом ход социальной адаптации дошкольников зависит от того, насколько родители морально и физически подготовили ребенка к предстоящим изменениям, а также от индивидуально-типологических особенностей ребенка: сердитые и здоровые люди адаптируются быстрее, чем флегматики и меланхоличные люди. Наличие таких факторов, как: эмоциональная неадекватность затрудняет социальную адаптацию детей в дошкольное учреждение; Социальная некомпетентность; несоциализированная агрессия; Недоразвитые поведенческие навыки в незнакомых ситуациях; Устойчивость ребенка к учебно-воспитательному процессу; Отсутствие опыта общения со сверстниками и взрослыми. Чтобы облегчить социальную адаптацию детей, родителям следует с раннего возраста учить детей искусству общения со сверстниками и взрослыми, придерживаться правильного распорядка дня. С раннего возраста ребенка необходимо поощрять его самостоятельность, чтобы он вырастал здоровым и полноценным человеком. Адаптироваться в детский сад может и воспитатель, который должен заранее изучить особенности своего нового подопечного и, согласовав свои действия с родителями ребенка, выбрать к нему индивидуальный подход. Доброжелательная и интимная атмосфера, создаваемая педагогами в группах, — необходимое условие, помогающее детям легко адаптироваться на новом месте. В целом социальная адаптация — сложный процесс как для здорового ребенка, так и для детей с ограниченными возможностями. Работники дошкольного образования, семьи и общество в целом должны принять все необходимые меры, чтобы любой ребенок смог войти в общество и стать его полноправным участником. Будущее подрастающего поколения зависит от активной и слаженной деятельности взрослых, направленной на социальную адаптацию детей.

Применяемые формы обучения

Школа — одно из важнейших заведений, отвечающих за социальную адаптацию детей, особенно с ограниченными возможностями. Существует множество методов и форм обучения, облегчающих процесс социализации. Можно выделить следующие разновидности:

  • практический — подразумевает вовлечение ребенка в процесс, то есть он не только узнает что-то новое, но и применяет полученные знания на практике;
  • наглядное — обучение проводится на живых примерах;
  • образовательные — носят более теоретический характер.

Одной из наиболее используемых форм социальной адаптации и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья являются дидактические игры. Это особый тип класса, сочетающий в себе принципы игры и активного обучения с использованием четких правил и фиксированной структуры, системы оценок. В таких играх дети взаимодействуют друг с другом, и их главная задача — выиграть, за что каждый готов принести максимум пользы.

Основными задачами педагогов при обучении особенных детей являются: следить за психологическим состоянием ребенка, помогая ему решать возникающие проблемы. Учителя должны дарить ребенку только положительные эмоции и помогать родителям строить работу с детьми дома, чтобы им было легче существовать в коллективе.

Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в детском саду Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в детском. — презентация

1 Социальная адаптация детей с ОВЗ в детском саду Социальная адаптация детей с ОВЗ в детском саду 1 Подготовила: Педагог-психолог МБДОУ д / с 8, Североморск Ведерникова А.Е. < P>

2 2 В России проживает более 142 миллионов человек, из них 25% — дети до 18 лет. При этом количество детей с различными нарушениями интеллектуального и физического развития достигает 1,5 млн человек, из них дети-инвалиды. И лишь небольшая часть этих детей (около 5%) содержится в интернатных учреждениях, но большинство детей-инвалидов воспитываются в семье. < P>

3 3 Дети с ограниченными возможностями чаще других сталкиваются с физическими и социальными препятствиями, которые не позволяют им полноценно жить в обществе, а также препятствуют активному участию и развитию общества. Инвалидность — существенное ограничение жизни ребенка, которое приводит к социальной дезадаптации из-за нарушения развития, самообслуживания, развития творческих способностей, движения, ориентации, обучения, трудовой активности, контроля над собственным поведением, заниженной самооценки. < P>

4 4 Цель: нейтрализация механизмов защиты, повышение педагогической компетентности родителей и помощь семьям для успешной адаптации и интеграции детей с ограниченными возможностями в общество. Задачи: 1. Научить родителей эффективным способам взаимодействия с ребенком; 2. Формирование адекватной самооценки ребенка; 3. Снизить значимость травмирующего фактора; 4. Развитие волевой регуляции поведения; 5. Научите детей снимать стресс < p>

5 5 I этап. Первичная диагностика у детей. Фаза II. Разработка плана работы с детьми и их семьями. Фаза III. Непосредственная работа с детьми и их семьями. Фаза IV. Заключительная диагностика. Анализ достижения целей. Этапы работы < p>

6 Использованные методы Беседы и анкетирование, семейный тест ребенка. Консультации: коллективные и индивидуальные, оперативные и плановые. Проведение конкурсов и развлечений, тренировки с родителями. Индивидуальные и групповые занятия с детьми. — Сказочная терапия; — Интерактивные игры; — Драматические игры; — Песочная терапия; — Арт-терапия. 6 < p>

7 7 Преимущества метода групповой работы (К. Рудестам): Групповой опыт помогает решать межличностные проблемы. Человек избегает замкнутости на себе своими трудностями, он обнаруживает, что другие испытывают подобное ощущение. Возможность получать обратную связь и поддержку от людей со схожими проблемами. В реальной жизни не у всех людей есть шанс получить честную и безответную обратную связь. Группа очень хорошо понимает почти то же самое. В группе человек может изучать новые навыки, экспериментировать с разными стилями взаимоотношений, «применять» новые модели поведения, учиться по-новому, относиться к себе и другим людям. Метод групповой работы облегчает процесс самопознания, самоисследования и самопознания, что позволяет вам понять себя (и других) и повысить уверенность в себе. < P>

8 8 Библиография: 1. Беличева С.А. — Социально-педагогическая диагностика и поддержка социализации несовершеннолетних — Ростов-на-Дону Беличева С.А. — Медико-социальная и психологическая реабилитация детей с ограниченными возможностями и социально-психологическая поддержка их семей — Костина М.М. — Игровая терапия с тревожными детьми . — Левченко И.Ю. — Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии. –М., Лютова Е.К., Монина Г.Б. — Тренинг для эффективного взаимодействия с детьми. — СПб. — Мардер Л.Д. — Мир красок: групповая арт-терапевтическая работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста — М. Медведева Е.А., Левченко И.Ю. — Художественная педагогика и арттерапия в специальном образовании. –М Пазухина И.А. — Играем! Формирующее развитие мира социальных отношений у детей 3-4 лет. — М. Рудестам К. — Групповая психотерапия. — Санкт-Петербург Рылеева Е.В. — Вместе веселее. Игры для развития навыков сотрудничества у годовалых детей. — М. 11. Семенака С.И. — Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе. Коррекционно-развивающие курсы. — М. Фопель К. — Сплоченность и толерантность в группе — М. Фопель К. — Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. Практическое пособие / Для с немецкого: В 4-х томах — Чистякова М.И. — Психогимнастика. — М. 1990 < p>

Государственная помощь детям и родителям


Помимо социальной адаптации, детям с ограниченными возможностями требуется медицинская помощь: речь идет об индивидуальной программе реабилитации, которая разрабатывается для каждого человека в результате прохождения медико-социального обследования и создания группы инвалидов. Кроме того, ребенок может иметь право на бесплатные лекарства, ортопедические и другие предметы, спа-процедуры и так далее. Подробнее об этом — в и .

Кроме того, семьи, воспитывающие особого ребенка, могут иметь право на другие льготы. Например:

  • скидки на оплату жилищно-коммунальных услуг;
  • приоритетная регистрация на предоставление жилья;
  • льготный проезд в общественном транспорте;
  • скидка на оплату дальних поездок — до места учебы, лечения и т д

Отдельно следует сказать о возможности получения денежной выгоды. Это включает:

  • ежемесячные платежи,
  • социальная пенсия,
  • пособие для мамы или папы — родителя, который заботится об особенном ребенке.

Кроме того, для родителей законодательно закреплены налоговые льготы и льготы по работе:

  • дополнительные дни отпуска;
  • возможность досрочного выхода на пенсию.

Более подробную информацию об этих льготах можно получить в Службе социального обеспечения, Пенсионном фонде РФ, налоговой службе и других ведомствах, занимающихся назначением определенных льгот для детей с ограниченными возможностями и их родителей.

Благодаря социальной адаптации дети с ограниченными возможностями смогут активно участвовать в общественной жизни, получить образование, профессию, найти друзей и создать семью. Необходимым условием адаптации детей является поддержка взрослых, здоровый климат в коллективе и возможность всестороннего развития.

Применяемые методики

Социальная адаптация — это, по сути, набор мер и методов, которые помогают ребенку социализироваться и учиться. С этими детьми работают специально обученные люди, которые в своей деятельности используют следующие приемы:

  1. Беседы. Они предназначены для передачи ребенку новой информации, диалога с ним, в ходе которого ребенок может задать свои вопросы и получить развернутые и понятные ответы.
  2. Стимулируйте новые навыки. Он состоит из поддержки, а также помощи в создании ребенком определенного образца для подражания в его окружении.
  3. Сказочная терапия. Используется как часть адаптационного обучения. Этот метод арт-терапии — довольно распространенный метод психологического воздействия на человека с целью исправления имеющихся у ребенка проблем и развития его личности.

Проблема социальной адаптации детей-инвалидов стоит особенно остро в детских домах. Лишенные родительской поддержки дети испытывают еще больше проблем. Поэтому к ним иногда применяется шефство, что позволяет работать индивидуально с каждым ребенком.

Почти все дети с ограниченными возможностями нуждаются в помощи с социальной адаптацией при поступлении в школу. Но некоторым удается самостоятельно освоиться в окружающей среде без особой поддержки со стороны старших.

Проблемы, с которыми сталкиваются семьи

Семьи с особенными детьми обычно сталкиваются с рядом проблем. Вот самые распространенные:

  • Ухудшение семейных отношений из-за того, что ребенок-инвалид требует большего внимания и заботы. К тому же, заботясь о малыше и его развитии в кругу, члены семьи невольно уходят от друзей и родственников, что не способствует созданию комфортной обстановки в доме.
  • Вопрос об обучении и воспитании ребенка-инвалида осложняется тем, что его родители не обладают достаточными знаниями в этой сфере и не всегда понимают, как правильно действовать в той или иной ситуации.

Опытный психолог может помочь маме, папе и другим членам семьи справиться с некоторыми проблемами.

  • Бывают случаи, когда мама и папа недооценивают или, наоборот, переоценивают состояние здоровья члена своей семьи — в результате это также затрудняет гармоничное развитие малыша.
  • Не все могут смириться с ситуацией, когда в семье растет ребенок-инвалид. Члены семьи могут испытывать страх, стыд, вину и другие «негативные» чувства по поводу этого, с которыми можно справиться с помощью комплексной психологической терапии.
  • Ребенку может быть трудно общаться со сверстниками. К сожалению, не все терпимо относятся к детям, которые отличаются от других.

В процессе обучения ребенок с ограниченными возможностями нуждается в постоянной поддержке взрослых — родителей и учителей.

Сама социальная адаптация включает в себя ряд довольно сложных этапов. Это:

  1. Баланс, в процессе, когда маленький человек знакомится с новой средой вместе с людьми, изучает окружающий мир.
  2. Псевдоадаптация, при которой ребенок, по-видимому, адаптируется к жизни в обществе, но имеет негативные установки в своем мировоззрении, с которыми он не может справиться. Он не понимает, как себя вести в той или иной неприятной для него ситуации, отказывается от предложенной помощи, не может наладить общение с людьми и замыкается на себе.
  3. Фаза адаптации, когда человек с ограниченными возможностями принимает систему ценностей общества.
  4. Ассимиляция, когда ребенок начинает вести себя в соответствии с указанными выше ценностями, в этот момент происходит перестройка его психики и характера.

В каком порядке проводится социальная адаптация?

Действующие нормативные документы определяют разные этапы зависимости ребенка с ограниченными возможностями в обществе, которые показаны в таблице ниже.

УровеньХарактерная черта
НеудовлетворительныйРебенок не может приобрести начальные навыки и адаптироваться к психологической ситуации в новой среде. По этой причине у несовершеннолетнего есть хронические заболевания.
НеполныйАдаптировать ребенка в новую социальную среду сложно.
УдовлетворениеРебенок полностью адаптировался, когда его приняли в новую компанию. У них есть полные навыки самообслуживания, выполнения работы и дисциплины.

Изначально проводится экскурсия для детей с ограниченными возможностями, чтобы помочь им познакомиться с новой средой и обществом.

Кроме того, эффективны практические действия, предполагающие установление диалога с другими коллегами с целью получения любой информации, которая помогает решить поставленную задачу.

Помогает познакомиться с другими детьми, наладить отношения, завести новые знакомства и друзей.

В практическом применении используются следующие меры активности:

  • Визуальный;
  • Практичный;
  • Образовательный.

Для максимально быстрой социальной адаптации детей с ограниченными возможностями используются различные игровые занятия, облегчающие учебно-воспитательный процесс. В игровой процесс вовлекается гораздо больше детей, чем при простом изложении материала.

Последний шаг социальной адаптации — консолидация. На этом этапе ребенок как-то привыкает к этой среде, самостоятельно общается, двигается и учится.

с родителем
Родители постепенно дают ребенку возможность содержать себя, что придает ему уверенности.
Этот этап реализуется в течение нескольких месяцев при проведении реабилитационных мероприятий.

Основные задачи социальной адаптации:

  • Постоянный контроль за развитием несовершеннолетнего;
  • Преодоление трудностей, возникающих при получении образования;
  • Окружить ребенка-инвалида только положительными эмоциями;
  • Предоставьте информацию об особенностях личностного воспитания ребенка-инвалида, о его воспитании и адаптации ребенка в обществе.

Проведение мероприятий по получению образования для таких детей возможно одновременно несколькими способами, которые представлены в таблице ниже.

Если несовершеннолетние инвалиды посещают учреждения вместе с полностью здоровыми детьмиНет ограничений по состоянию здоровья. Это особенно актуально для школ, в которых преподают стандартизированные учебные программы. В таких учебных заведениях нет разделения на категории детей.
Когда помещаете ребенка в учебное заведениеДля этих детей у него есть специальный класс.

Специфика комплексных центров

В России уже существует ряд интегрированных центров профилирования в AIS. Так, например, на основании приказа Минсоцразвития Новосибирской области (НСО) ГАУ НСО (Государственное автономное учреждение) проводит курсы по мерам улучшения, связанные с этим запросом.

Это учреждение носит другое название «Комплексный центр социальной адаптации инвалидов» и оказывает услуги следующим категориям граждан:

  • Дети-инвалиды 14-18 лет из числа детей-сирот или оставшиеся без опекунов.
  • Женщины-инвалиды в возрасте от 18 до 55 лет, сохранившие навыки самообслуживания.
  • Мужчины-инвалиды в возрасте от 18 до 60 лет, которые могут помочь себе сами.
  • Дети-инвалиды в возрасте от 7 до 14 лет, совершенно не способные позаботиться о себе.


Урок развития в ГАУ НСО

Основные адаптационные проекты, реализуемые учреждением: социально-оздоровительная и психолого-педагогическая реабилитация, в дополнение к самообслуживанию и профессиональным навыкам. Процесс реабилитации разрабатывается на основе стандартов, утвержденных для каждой группы, и, следовательно, включает:

  • Сироты-инвалиды с сохранением навыков самообслуживания — обучение по специальностям: сапожник, швея, социальный работник, пользователь ПК, производитель плетеных изделий, работник зеленой экономики, вышивальщица.
  • Инвалиды с нарушением функции самообслуживания — курс социальной адаптации, включающий психолого-педагогическую коррекцию (развитие когнитивных функций, коммуникативных навыков, восстановление способности к самостоятельности и т.д.).
  • Дети-инвалиды, с абсолютной потерей способности к самообслуживанию — интенсивный курс, включающий медицинское сопровождение (педиатр, физиотерапевт, невролог), психолого-педагогическую коррекцию, услуги на дому.

Адаптация получателей социальных услуг предусматривает 3 формы:

  • стационарные (для проживающих в отдаленных районах области);
  • полустационарный (для жителей близлежащих территорий);
  • стационарный (для детей-инвалидов 5 дней в неделю, кроме выходных и праздников).

Инклюзивное образование, как способ адаптации детей с ОВЗ.

Инклюзивное образование как средство адаптации детей с ограниченными возможностями.

Авторы: Климова Е.В., Сорокина Н.А.

В последнее время большое значение и внимание привлекает уровень изменения здоровья населения, особенно инвалидность детей. С каждым годом стремительно увеличивается количество детей дошкольного и дошкольного возраста с ограниченными возможностями. Дети с ограниченными возможностями — это дети, у которых есть различного рода отклонения (психические и физические, вызывающие нарушения естественного хода их общего развития, в связи с чем они не всегда могут вести полноценный образ жизни.

Чтобы жизнь таких детей в будущем была полноценной, необходимо обеспечить приемлемые условия для их безопасного вхождения в среду здоровых сверстников уже в дошкольном учреждении. Детство оказывает огромное влияние на жизнь каждого человека. Обучение и образование ребенка начинается в раннем возрасте, и его будущее во многом зависит от условий, в которых он находится, и доступных ему образовательных ресурсов. Создание этих условий — сложная задача, требующая комплексного подхода и полной самоотдачи всех участников процесса. Чтобы решить эту проблему, мы не должны заставлять детей с ограниченными возможностями адаптироваться к существующим условиям, но мы должны быть готовы изменить систему образования. Необходимо проектировать новые формы организации образовательного пространства. В связи с этим инклюзивный подход развивается в современной мировой педагогической практике уже несколько десятилетий. Происходит постепенный переход от принципа интеграции к системе инклюзивной организации.

«Инклюзивный»
(инклюзивное) образование — это признание ценности всех различий всех детей и их способности учиться наиболее подходящим для этого ребенка способом. Это гибкая система, которая учитывает потребности всех детей, не только с проблемами развития, но и разных национальностей, полов, возрастов, принадлежащих к определенной социальной группе. Система обучения адаптируется к ребенку, а не ребенок к системе. Инклюзия — это своего рода инструмент, который помогает детям, как здоровым, так и инвалидам, найти свое предназначение; развивать существующие возможности; научить общаться, находить общие точки соприкосновения; не думайте стереотипно; речь идет о включении детей с особыми потребностями в систему общего образования.
В нашей стране внедрение модели инклюзивного образования поддерживается современной государственной образовательной политикой Российской Федерации,

закреплено в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года» (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р
(в ред. 08.08.2009)
«. Дети с особыми потребностями стали появляться в обычных школах и детских садах. Реформа, предполагающая совместное обучение, была инициирована в многоэтапном механизме. Дети играют важную роль в этом механизме. Дети также играют важную роль в этом механизме. Родители участвуют в этом процессе и готовы приложить немало усилий. Родители не всегда обладают достаточными знаниями и навыками, но у них есть мотивация, у них есть желание и желание помочь своим детям.

Общеобразовательная или спецшкола?

Ребенок в инвалидной коляске
Обучение может проходить как в общеобразовательных учреждениях, посещаемых всеми детьми, так и в специализированных, в зависимости от состояния здоровья ученика. У каждого из этих вариантов есть свои плюсы и минусы.

В обычной школе вряд ли удастся обеспечить индивидуальный подход к ребенку. При этом общение в таком коллективе пойдет ребенку на пользу, если он справится с учебной программой и сможет найти общий язык с одноклассниками.

Учтите, что выбор в пользу того или иного варианта для каждой семьи будет индивидуальным — необходимо исходить из потребностей ребенка.

Родителям может потребоваться переоборудование квартиры в зависимости от состояния здоровья ребенка, чтобы облегчить ему жизнь и возможность развивать навыки ухода за собой.

Еще до того, как ребенок впервые пойдет в детский сад или школу, родителям нужно незаметно его подготовить:

  • привить базовые знания дисциплины и гигиены;
  • установить распорядок дня;
  • научить общаться с другими детьми и взрослыми.

Кроме того, важно, чтобы ребенок привык находиться без родительского надзора во время учебы — этот процесс должен происходить постепенно, чтобы не вызывать сильных негативных эмоций у будущего школьника или воспитанника детского сада.

Учителя также будут играть важную роль в процессе адаптации ребенка с ограниченными возможностями. Им следует не только подобрать индивидуальный подход к палате с особенностями здоровья, но и создать атмосферу доброжелательности, толерантности, дружелюбия и готовности помочь товарищу по детскому коллективу.

Стоит знать, что в регионах России открыты специализированные центры социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья. Здесь проходят не только уроки с детьми, но и тренинги для отцов и мам, консультации психолога и т.д. В таких центрах и дети, и родители смогут найти друзей и единомышленников, что также немаловажно для успешная социальная адаптация.

Источники

  • http://subsived.ru/lgoty/sotsialnaya-adaptatsiya-detey-s-ovz
  • http://psy-files.ru/family/socialnaa-adaptacia-detej-invalidov-problemy-diagnostika.html
  • http://liga-lift.ru/lgoty/adaptaciya-detej-invalidov.html
  • http://urpomosh03.ru/pravo-socialnogo-obespecheniya/lgoty/socialnaya-adaptaciya-detej-s-ovz
  • http://lgotaposobie.ru/sotsialnaya-adaptatsiya-detej-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya.html

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Поделиться с друзьями
Adblock
detector