Давайте поговорим о сути франчайзинга или франшизы. Официальное название – договор коммерческой концессии. Что это такое и в чем смысл – ответ в сегодняшнем посте.

Франчайзинг (франшиза) – это логично и очень просто. И сейчас вы в этом легко убедитесь shahta.org.
Представьте себе МакДональдс!
Наверняка вы хоть один раз в жизни туда ходили и что-нибудь заказывали – хотя бы молочный коктейль или мороженное.
МакДональдс так распространен в мире только благодаря тому, что продает франшизы.
Как это получилось?
Вначале, безусловно, это была обычная забегаловка, где можно было заказать за небольшие деньги бутерброд и какой-нибудь напиток, вроде кофе или колы.
Но умный и находчивый собственник, увидев популярность своего ресторанчика, решил немного изменить бизнес-модель и продавать франшизы. Для этого было решено стандартизировать каждую деталь процесса приготовления бутербродов и обслуживания клиентов.
Буквально все – от технологии приготовления котлет и майонеза вплоть до времени приготовления картошки фри в масле, количества кусочков маринованных огурцов в бутербродах и кубиков льда в коле было стандартизировано и описано.
Что это дало?
Это позволило создать масштабируемую систему. Это означало, что любое юридическое лицо, которое получит данную документацию и соответствующее оборудование, сможет практически моментально построить свой МакДональдс.
Конечно же, описание технологических и бизнес-процессов во франшизе – это не главное.
Главное – это то, что вместе с технологией производства вы получаете право использовать знак обслуживания (фирменное наименование) «МакДональдс».
В этом и есть вся фишка.
МакДональдс – это всемирно популярный бренд, его знают практически все и практически везде, привыкли к тому, что еда в нем одинаковая на вкус, независимо от того, купили вы ее в Москве или в Пекине.
При этом, управлением конкретным рестораном занимаетесь вы сами, клиентов обслуживаете по переданной вам технологии (от которой вы не вправе отступать), клиентов вам поставляет сам МакДональдс и он же несет расходы на рекламу и на раскрутку своего бренда.
Естественно, что за такое удовольствие нужно по-настоящему платить. С другой стороны, вы получаете в управление уже готовый и раскрученный бизнес.
Итого:
Франшиза – это по сути «аренда» (временное использование) следующих объектов:
чужого товарного знака,
технологии производства
стандартов обслуживания
и других элементов, которые позволили бы вам официально скопировать систему бизнеса передающей вам стороны, но в меньшем масштабе.
Оформляются такие отношения договором коммерческой концессии или франчайзинговым договором.